В странах
Европы с 90-х годов прошлого века широко обсуждаются принятые в европейских
странах программы экологически чистой водородной энергетики. Образовательная
работа в этой сфере ведется в университетах, школах, колледжах, среди населения
и туристов, в средствах массовой информации, в том числе в Интернете. В жизнь
общества входят действующие модели водородных установок, линии водородных
автобусов со стационарными заправками, престижные авторалли, продажа и аренда
водородных автомобилей, демонстрация на выставках другой водородной техники,
торговля водородными игрушками и т.п.
В Российской Федерации водородная энергетика известна преимущественно по
публикациям и то, главным образом, специалистам. Широким массам водородная
энергетика почти не известна. Сложившееся в этой части отставание
общественного сознания необходимо срочно преодолевать, ибо новая техника и
технология могут войти в жизнь только при активном участии всего населения. В
свое время так было с паровыми и углеводородными двигателями, с электричеством
и газом. То же самое предстоит пройти и с водородной энергетикой.
Для России
это тем более важно, что именно здесь объективно заложена перспектива
экономического, научно-технического, образовательного и информационного
сотрудничества не только с Европой, но и с другими странами (США, Япония,
Канада и т.д.), намеренными развиваться в направлении «водородная энергетика
водородная экономика водородная цивилизация». В движении по этому направлению
предстоит участвовать всем слоям общества — производителям и потребителям
новой энергии. Поэтому глобальная идея альтернативной энергетики, которая
должна спасти мир от надвигающейся экологической катастрофы, является еще и
определенным общественным ресурсом. Не исключено, что в перспективе она
способна примирить самые различные общественные силы — политические,
социальные, религиозные.
Таким
образом, именно водородная энергетика, призванная, по мнению крупного бизнеса,
при поддержке государства вернуть Россию в число экономически развитых стран,
может стать стержнем нашей общенациональной идеи — идеи возрождения России,
материального и духовного. Это обстоятельство придает особо важное
государственное значение водородному всеобучу и является основанием для того,
чтобы принять Государственную программу обучения основам водородной
энергетики, поддержав ее законодательно.
В ходе подготовки законодательных предложений в проект ФЗ «О водородной
энергетике» необходимо учесть следующее. В России обучение водородной
энергетике возможно в трех основных формах — корпоративной, ведомственной и
всеобщей, причем все они могут быть дополнены самообразованием, личным и/или
групповым.
Обучение
школьников, студентов и других слоев населения, которые
требуют социальной поддержки, основам водородной энергетики проходит одновременно
с ведомственным обучением. В конечном счете, всеобщее обучение должно охватить
все население страны, включая пенсионеров, инвалидов и т.д.
Всеобуч,
таким образом, осуществляется в системе среднего, среднетехнического и высшего
образования, а также в семье, по месту жительства и отдыха. В настоящее время
его инициируют учреждения системы образования и науки (как государственные, так
и негосударственные), общественные и некоммерческие структуры, средства массовой
информации, частные лица. Обучение населения ведется преимущественно за счет
государства, с привлечением средств корпораций, общественности, частных лиц.
Его программы дифференцируются в зависимости от групп обучаемых и существенно
отличаются по содержанию.
Водородный
всеобуч в семье пока инициируется отдельными энтузиастами, но не имеет ни
программ, ни специальных учебных пособий. В настоящее время такого рода
программа разрабатывается в МОО «Академия средств массовой информации».
Водородный всеобуч в школе в порядке эксперимента проводится в подшефных
школах МИРЭА По мнению некоторых специалистов, это рискованный эксперимент, ибо
для него еще нет благоприятных условий. Действительно, в российской средней
школе до настоящего времени водородная энергетика почти неизвестна — ни
учителям, ни школьникам. То же самое наблюдается и в семьях школьников. В силу
этого к альтернативной энергии, строго говоря, еще не сложилось никакого
отношения — ни положительного, ни отрицательного. В связи с этим водородный
всеобуч развивается в тех школах, где учителя и ученики в нем как-то
заинтересованы. В первую очередь это школы и колледжи, которые ориентируются
на технические вузы.
В профильных
вузах (энергетических, химических и других) системы высшего образования
намечаются следующие уровни обучения: стажеры, аспиранты, специалисты,
магистры, бакалавры. Определяется последовательность введения специальности и
специализации с использованием очного, вечернего, заочного и дистанционного обучения.
В настоящее время уже более 30 кафедр университетов России и других стран СНГ
во взаимодействии с МИРЭА работают над проектами введения специальности и
специализации по водородной энергетике.
Данная
специальность по решению Министерства образования и науки может быть введена на
кафедрах, профессионально занимающихся этой проблемой многие годы. Разработка
программ новой специальности другими кафедрами близкой тематики потребуют
определенного времени, но в принципе может быть осуществлена в сравнительно
сжатые сроки.
Сложнее дело обстоит со специализацией. Немедленное повсеместное
введение специализации по водородной энергетике в учебных заведениях системы
высшего образования в нашей стране, к сожалению, обречено на неудачу. Главная
проблема состоит в том, что специализация должна вводиться в качестве
дополнения к ранее установленной специальности, что весьма затруднительно в
условиях низкой оплаты преподавателей и перегруженности вузовских программ.
Есть основания полагать, что новая специализация вызовет сопротивление значительной
части педагогов и студентов.
В таких
условиях на первом этапе введения водородной специализации в вузах также
возможен преимущественно избирательный подход. Занятия — на добровольных
началах: