Среда, 15.01.2025, 15:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Мир ищет энергию. Водородная Энергетика.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

К программе водородного всеобуча в России

К программе водородного всеобуча в России


В странах Европы с 90-х годов прошлого века широко обсуждаются принятые в европейских странах програм­мы экологически чистой водородной энергетики. Обра­зовательная работа в этой сфере ведется в университетах, школах, колледжах, среди населения и туристов, в сред­ствах массовой информации, в том числе в Интернете. В жизнь общества входят действующие модели водородных установок, линии водородных автобусов со стационар­ными заправками, престижные авторалли, продажа и аренда водородных автомобилей, демонстрация на вы­ставках другой водородной техники, торговля водород­ными игрушками и т.п.

В Российской Федерации водородная энергетика известна преимущественно по публикациям и то, главным образом, специалистам. Широким массам водородная энергетика почти не известна. Сложив­шееся в этой части отставание общественного созна­ния необходимо срочно преодолевать, ибо новая тех­ника и технология могут войти в жизнь только при активном участии всего населения. В свое время так было с паровыми и углеводородными двигателями, с электричеством и газом. То же самое предстоит прой­ти и с водородной энергетикой.

Для России это тем более важно, что именно здесь объективно заложена перспектива экономического, научно-технического, образовательного и информаци­онного сотрудничества не только с Европой, но и с другими странами (США, Япония, Канада и т.д.), намеренными развиваться в направлении «водородная энергетика водородная экономика водородная цивилизация». В движении по этому направлению предстоит участвовать всем слоям общества — произ­водителям и потребителям новой энергии. Поэтому глобальная идея альтернативной энергетики, которая должна спасти мир от надвигающейся экологической катастрофы, является еще и определенным обществен­ным ресурсом. Не исключено, что в перспективе она способна примирить самые различные общественные силы — политические, социальные, религиозные.

Таким образом, именно водородная энергетика, призванная, по мнению крупного бизнеса, при под­держке государства вернуть Россию в число экономи­чески развитых стран, может стать стержнем нашей общенациональной идеи — идеи возрождения России, материального и духовного. Это обстоятельство при­дает особо важное государственное значение водород­ному всеобучу и является основанием для того, чтобы принять Государственную программу обучения осно­вам водородной энергетики, поддержав ее законода­тельно.

В ходе подготовки законодательных предложений в проект ФЗ «О водородной энергетике» необходимо учесть следующее. В России обучение водородной энергетике возможно в трех основных формах — кор­поративной, ведомственной и всеобщей, причем все они могут быть дополнены самообразованием, лич­ным и/или групповым.

Обучение школьников, студентов и других слоев населения, которые требуют социальной поддержки, основам водородной энергетики проходит одновре­менно с ведомственным обучением. В конечном счете, всеобщее обучение должно охватить все население страны, включая пенсионеров, инвалидов и т.д.

Всеобуч, таким образом, осуществляется в системе среднего, среднетехнического и высшего образования, а также в семье, по месту жительства и отдыха. В настоящее время его инициируют учреждения системы образования и науки (как государственные, так и негосударственные), общественные и некоммерческие структуры, средства мас­совой информации, частные лица. Обучение населения ве­дется преимущественно за счет государства, с привлечени­ем средств корпораций, общественности, частных лиц. Его программы дифференцируются в зависимости от групп обучаемых и существенно отличаются по содержанию.

Водородный всеобуч в семье пока инициируется отдельными энтузиастами, но не имеет ни программ, ни специальных учебных пособий. В настоящее время такого рода программа разрабатывается в МОО «Ака­демия средств массовой информации».

Водородный всеобуч в школе в порядке эксперимента проводится в подшефных школах МИРЭА По мнению некоторых специалистов, это рискованный эксперимент, ибо для него еще нет благоприятных условий. Действи­тельно, в российской средней школе до настоящего вре­мени водородная энергетика почти неизвестна — ни учителям, ни школьникам. То же самое наблюдается и в семьях школьников. В силу этого к альтернативной энер­гии, строго говоря, еще не сложилось никакого отноше­ния — ни положительного, ни отрицательного. В связи с этим водородный всеобуч развивается в тех школах, где учителя и ученики в нем как-то заинтересованы. В пер­вую очередь это школы и колледжи, которые ориентиру­ются на технические вузы.

В профильных вузах (энергетических, химических и других) системы высшего образования намечаются сле­дующие уровни обучения: стажеры, аспиранты, специа­листы, магистры, бакалавры. Определяется последова­тельность введения специальности и специализации с использованием очного, вечернего, заочного и дистанци­онного обучения. В настоящее время уже более 30 кафедр университетов России и других стран СНГ во взаимодей­ствии с МИРЭА работают над проектами введения специ­альности и специализации по водородной энергетике.

Данная специальность по решению Министерства образования и науки может быть введена на кафедрах, профессионально занимающихся этой проблемой многие годы. Разработка программ новой специально­сти другими кафедрами близкой тематики потребуют определенного времени, но в принципе может быть осуществлена в сравнительно сжатые сроки.

Сложнее дело обстоит со специализацией. Немедлен­ное повсеместное введение специализации по водород­ной энергетике в учебных заведениях системы высшего образования в нашей стране, к сожалению, обречено на неудачу. Главная проблема состоит в том, что специали­зация должна вводиться в качестве дополнения к ранее установленной специальности, что весьма затруднитель­но в условиях низкой оплаты преподавателей и перегру­женности вузовских программ. Есть основания полагать, что новая специализация вызовет сопротивление значи­тельной части педагогов и студентов.

В таких условиях на первом этапе введения водо­родной специализации в вузах также возможен пре­имущественно избирательный подход. Занятия — на добровольных началах:


факультативные, дополнитель­ные, проводимые в студенческих лабораториях, клубах и кружках. Новую специализацию целесообразно вво­дить в учебных заведениях, имеющих экологическую, педагогическую и иную гуманитарную ориентацию.

Значительную роль в водородном всеобуче должны сыграть самодеятельные студенческие организации — научные общества, союзы, кружки и т.п. Среди них особое место могут занять создаваемые в технических вузах водородные клубы, развивающие связи с под­шефными школами на уровне межличностного обще­ния. Тем более, что в целом групповое обучение (клу­бы, кружки и т.п.), а также личное самообразование являются наиболее активными формами обучения основам водородной энергетики.

Водородный всеобуч в России должен быть актив­но поддержан средствами массовой информации — телевидением и радио, массовой и специализирован­ной печатью. Необходимо создание специальных про­грамм «Водородный всеобуч» на телеканале «Культу­ра» и радио «Юность». Следует максимально усилить внимание к сети Интернет, обретающей все большую популярность среди населения, прежде всего, молоде­жи. Заслуживают государственной и общественной поддержки региональные и местные средства массо­вой информации, включившиеся в водородный все­обуч, особенно молодежные.

Сторонникам водородной энергетики крайне необ­ходимо развивать свои связи — ведомственные, кол­лективные и межличностные на различных уровнях: местном, межрегиональном, общероссийском и меж­дународном. Без таких связей переход к водородной экономике просто невозможен. Для их развития сле­дует использовать, прежде всего, общепринятые фор­мы — конференции, симпозиумы, «круглые столы», ознакомительные и деловые поездки и т.п. В вузах весьма полезен обмен преподавателями, молодыми учеными, аспирантами и студентами.

Категория: Мои статьи | Добавил: Юличка (21.12.2011)
Просмотров: 991 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [5]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2025